Целевая программа Назрановского муниципального района
" Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
в Назрановском муниципальном районе на 2023-2025 годы"
ПАСПОРТ
Целевой программы Назрановского муниципального района " Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Назрановском муниципальном районе на 2023-2025 годы"
Наименование |
Целевая программа Назрановского муниципального района “Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Назрановском муниципальном районе на 2023-2025 годы” (далее – Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке долгосрочной целевой программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
Заказчик |
Администрация Назрановского муниципального района |
Исполнитель -координатор |
Отдел экономики и прогнозирования Администрации Назрановского муниципального района |
Разработчик |
Отдел экономики и прогнозирования Администрации Назрановского муниципального района |
Исполнители |
Органы муниципальной власти Назрановского муниципального района (по согласованию) |
Целевые индикаторы |
Основными целевыми показателями являются: общее количество малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; уровень средней заработной платы работающих на малых и средних предприятиях района; инвестиции в основной капитал на малых и средних предприятиях района; доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме продукции (работ, услуг), производимых в районе; доля налоговых поступлений от малых и средних предприятий района в общем объеме налоговых поступлений в бюджет района. |
Сроки и этапы реализации |
2023-2025годы |
Перечень программ |
- нормативно-правовое обеспечение деятельности малого и среднего предпринимательства; - финансово-кредитная и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам; - содействие развитию малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований района; - информационно-консультационное обеспечение предпринимательства. |
Финансовое обеспечение |
Общий объем финансирования – 270,0 тыс. рублей, из них по годам: 2023 год –150 тыс. рублей, средства местного бюджета (по согласованию); 2024 год –150тыс. рублей средства местного бюджета (по согласованию); 2025 год – 150 тыс. рублей средства местного бюджета (по согласованию); |
Ожидаемые результаты |
- увеличение объемов оборота на малых и средних предприятиях не менее чем на 20-22% ежегодно; - увеличение инвестиционных вложений на малых и средних предприятиях не менее чем на 23-25% ежегодно; - ежегодный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в количестве не менее 3 единиц; - обеспечение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 18-20% ежегодно. |
1.Общие положения
Малое и среднее предпринимательство – один из важнейших элементов современной рыночной структуры экономики Назрановского муниципального района. Являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности малый и средний бизнес способен оказывать существенное влияние на экономическое развитие района по направлениям: насыщения потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства; решения проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения; увеличения налоговых платежей в районный бюджет.
Программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Назрановском муниципальном районе на 2014-2016 годы» (в дальнейшем – Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2007 года №209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2.Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития Назрановского муниципального района.
Особую роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
- малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом;
- малое и среднее предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствуя снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
- становление и развитие малого и среднего предпринимательства изменяет общественную психологию и жизненные ориентиры населения, предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства;
- развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Основные показатели, характеризующие состояние малого бизнеса, имеют устойчивую тенденцию количественного и качественного роста.
Одним из основных индикаторов качества экономической среды в районе является количество субъектов малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса и переход на качественно новый уровень участия в формировании экономики района, требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого предпринимательства не только в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами, но и в части обеспечения нежилыми производственными помещениями.
К числу проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в районе, относятся:
1. Отсутствие стартового капитала, трудность доступа к банковским кредитам.
Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:
- слабая имущественная база малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокая, по сравнению с доходностью бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;
- психологический барьер у части предпринимателей при работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов.
2. Трудности в размещении предприятий. Малые и средние предприятия испытывают значительную нехватку производственных помещений.
3. Определенные сложности по осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования, процедуры выделения земельных участков, муниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований и разрешений.
4. Неполная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, в том числе о возможностях участия в муниципальных заказах. Сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса, из-за отсутствия компьютерной техники, доступа к Интернету, информационным и юридическим программам.
5. Отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента. Часто предприниматели не имеют базовых экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского дела, что становится причиной банкротства и распада предприятий.
6. Одновременно отмечается недостаточный уровень социальных гарантий для работников предприятий, а также осуществляющих деятельность на условиях гражданского найма.
Решение проблем программно-целевым методом, планирование и реализация программных мероприятий в рамках Программы обусловлены необходимостью координации разноплановых мероприятий финансового, организационного, образовательного и технологического характера.
3. Приоритетные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Назрановском муниципальном районе, имеющие право на муниципальную поддержку
На 2023-2025 годы определены следующие приоритетные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства:
1.Строительство объектов по приему и переработке молока, в КФХ и личных подсобных хозяйствах района до 10000 голов крупного рогатого с организацией рабочих мест до 60 человек.
2.Цеха по заготовке, переработке, хранения дикорастущих ягод, плодов и лекарственного технического сырья, рогатого с организацией рабочих мест до - 30человек.
3.Имеющиеся на территории района водоемы можно использовать при соответствующем финансовом вложении для разведения и выращивания рыбы с организацией рабочих мест до 34человек.
4. В связи с наличием родниковых вод, которые можно использовать как естественную оросительную систему, есть возможность строительства теплиц для выращивания различных овощей и цветов с организацией рабочих мест до -25 человек
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий разработана на основе анализа состояния и тенденций развития малого и среднего предпринимательства Назрановского муниципального района.
Структура программных мероприятий представлена пятью направлениями, которые обеспечивают координацию деятельности всех участников Программы:
- Формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- Развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства;
- Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности;
- Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, выставочно-ярмарочная деятельность.
Направление 1 "Формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства" – включает в себя мероприятия, направленные на дальнейшее развитие системы нормативного и правового обеспечения предпринимательской деятельности; мониторинг и анализ сложившейся ситуации в сфере предпринимательства, выявление различного рода ограничений в развитии малого и среднего предпринимательства, принятие комплекса мер по их устранению; а также включает мероприятия по ведение реестра и учета деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку.
Направление 2 "Финансово-кредитная и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" – включает взаимодействие Администрации района с Советом предпринимателей по вопросам финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, отбору и рассмотрению предложений по инвестированию и бизнес-проектов по приоритетным направлениям с целью возможной имущественной поддержки, внедрение и развитие системы поддержки начинающих предпринимателей, инновационных малых и средних предприятия; оказание финансовой поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Направление 3 "Развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства" предполагает создание консультационного центра в районе для поддержки деятельности начинающих малых предприятий;
Направление 4 "Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности" – включает методическое обеспечение малого и среднего предпринимательства; организацию подготовки и переподготовки специалистов для субъектов малого и среднего предпринимательства; проведение различных тематических семинаров; развитие интернет - ресурсов малого и среднего предпринимательства.
Направление 5 "Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, выставочное-ярмарочная деятельность" – способствует продвижению товаров субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки других регионов; повышению их конкурентоспособности; предполагает комплекс мер, направленных на пропаганду положительного опыта малого и среднего предпринимательства, их благотворительной деятельности, успехов, достигнутых в социальном развитии коллективов.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение.
Примечание: Объем финансирования мероприятий Программы в 2023-2025г. подлежит ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета на соответствующий финансовый год.
6. Организация управления Программой, контроль за ходом ее проведения.
Управление Программой и осуществление контроля над ее реализацией осуществляется Администрацией Назрановского муниципального района.
Администрация Назрановского муниципального района координирует взаимодействие исполнителей, ежегодно уточняет показатели и механизм реализации Программы, определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетности направлений и наличия средств на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, готовит предложения по корректировке, приостановлению действия или отмене нормативных правовых актов, в соответствии с которыми реализуется Программа.
Текущий контроль за ходом реализации настоящей Программы, а также целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на выполнение ее мероприятий, осуществляет заказчик Программы - Администрация Назрановского муниципального района.
7. Оценка социально-экономической эффективности программы
&nb