- Общиеположения
- Настоящие Методическиерекомендациидляоргановместного самоуправления по проведению профилактической работы в среде мигрантов из Центрально-Азиатского региона с привлечением к ней представителей национальных общественных организаций народов ЦентральнойАзииимусульманскогодуховенстваразработанывсоответствиисМетодическимирекомендациямиФедеральногоагентства по делам национальностей России (утверждены приказом ФАДН Россииот22.03.2021№24)инаправленынаобеспечениеединыхподходовкосуществлению профилактической работы среди иностранных граждан, прибывающих в муниципальные образования, прежде всего из Центрально-азиатского региона (далее – ЦАР), с привлечением к данной работепредставителейнациональныхобщественныхорганизацийи мусульманского духовенства.
- Цель Методических рекомендаций – оказание методической помощи органам местного самоуправления при осуществлении профилактическойработысредииностранныхграждан,прибывающихиз ЦАР.
- Методическиерекомендацииподготовленысучётомпрактики, сложившейся в органах государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной национальной политики.
- В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:
Центрально-Азиатскийрегион(ЦАР)–регионАзии,включающий всебяРеспубликиКазахстан,Таджикистан,Туркменистан,Узбекистани Киргизскую Республику;
диаспора(землячество)–группалиц,относящихсебя копределенной этнической общности и находящихся вне исторической территории расселения;
профилактическая работа в среде иностранных граждан – комплекс мер в сфере государственной национальной политики, осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, направленных на предупреждение возможного возникновения со стороны иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на законных основаниях, противоправных действий;
государственнаянациональнаяполитикаРоссийскойФедерации – система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержкиэтнокультурногоиязыковогомногообразияРоссийской
Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
межнациональныйконфликт–столкновениеинтересовдвух иболее этнических общностей, принимающее различные формы противостояния,вкоторомнациональнаяпринадлежностьинациональные различия становятся доминирующей мотивацией действий.
ВтекстеМетодическихрекомендацийприменяютсятермины
«иностранныйгражданин»и«иностранныйтрудовоймигрант» всоответствиисФедеральнымизаконамиот25.07.2002№115-ФЗ
«Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от18.07.2006№109-ФЗ«Омиграционномучетеиностранныхграждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
-
- Деятельностьоргановместногосамоуправления приосуществленииполномочийпопроведениюпрофилактическойработы всредеиностранныхграждан,втомчислевыходцевизЦАР спривлечением к ней представителей национальных общественных организаций народов Центральной Азии и мусульманского духовенства должнаосновыватьсянаположенияхКонституцииРоссийскойФедерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утверждённойУказомПрезидентаРоссийскойФедерацииот31.10.2018
№622,федеральныхзаконовРоссийскойФедерацииот06.10.1999№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 19.05.1995№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,от26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистскойдеятельности»,от28.06.2014№172-ФЗ«Остратегическом планировании в Российской Федерации», постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственнойнациональнойполитики»,от28.10.2017№1312
«Огосударственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональныхимежконфессиональныхотношенийираннего
предупреждения конфликтных ситуаций», иных нормативных правовых актов,регулирующихдеятельностьвсферегосударственнойнациональной политики Российской Федерации.
-
- При проведении профилактической работы в среде иностранных граждан из ЦАР с привлечением к ней представителей национальныхобщественныхорганизацийнародовЦАРимусульманского духовенства органам местного самоуправления рекомендуется руководствоваться Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики, содействия социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, а также профилактике экстремизма с примерными алгоритмами действий по ликвидации конфликтных ситуаций и их последствий,утверждённымиприказомФАДНРоссииот06.08.2020№114, Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», утверждёнными приказом ФАДН России от 17.11.2020 № 142, разъяснениямипопонятийномуаппаратувсфересоциальнойикультурной адаптации иностранных граждан, направленными письмом ФАДН России от 20.08.2020 № 3145-01.1-22-ММ, рекомендациями по итогам Всероссийского семинара-совещания с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации государственной национальной политики от 30.11.2020, направленными письмом ФАДН России от 18.01.2021 № 122-01.1-23-ИБ.
- Необходимость организации профилактической работы среди прибывающих из ЦАР иностранных граждан вызвана их значительный притоком в Российскую Федерацию.
Как правило, они незаконно работают,некоторые легко вовлекаются в криминальную деятельность. Нередко сами лидеры диаспор, используя правовую неграмотность своих земляков, из корыстных побуждений вовлекаютихвтеневойрыноктруда.Втакойситуацииуприбывших вРоссийскую Федерацию граждан отсутствуют мотивация и желание изучатьрусскийязык,соблюдатьзаконодательствоРоссийскойФедерации, а также принятые в обществе правила и нормы поведения.
Крометого,действиянедобросовестныхработодателейприводят кдестабилизации обстановки на рынке труда и способствуют совершению иностранными гражданами преступлений. Невыплата ими денежных средств, неисполнение договорных обязательств, нарушение условий приема и проживания иностранных работников провоцируют криминальные способы добывания средств к существованию. Одновременноэтоспособствуетснижениюпоступленийсредстввбюджет.
Данные действия работодателей и принимающей стороны существенным образом нарушают интересы российских граждан, поскольку многие представители бизнеса предпочитают брать на работуне своих сограждан, а нелегальных иностранных трудовых мигрантов, которым можно платить меньше.
- Организацияпрофилактическойработысреди прибывающих из ЦАР иностранных граждан с привлечением к ней представителей национальных общественных организаций народов Центральной Азии и мусульманского духовенства
Сцельюорганизацииобщейпрофилактическойработысиностранными гражданами - выходцами из ЦАР органам местного самоуправления рекомендуется:
-
- Обеспечивать продолжение мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений на территории муниципального образования. В рамках указанного мониторинга вести постоянный контроль возникновения возможных очагов социальной напряженности и протестной активности для недопущения на территории муниципального образования межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
- Включить в План по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма на территории муниципального образования мероприятия попрофилактике экстремизма и терроризма в среде иностранных граждан из ЦАР.
- Выноситьназаседаниясозданныхприглавахи администрациях муниципальных образований совещательно-консультативныхоргановповопросаммежнациональныхимежрелигиозных отношений темы, касающиеся совершенствования деятельности по обеспечению правопорядка, а именно выработки эффективных мер, направленных на противодействие незаконной миграции и распространению радикальной исламистской идеологии, предупреждениемежнациональныхконфликтов,этническогоирелигиозного экстремизма, снижение уровня правонарушений иностранных граждан, соблюдение миграционного законодательства.
- Осуществлятьнапостояннойосновемониторингсложившейся миграционнойситуациинатерриториимуниципальногообразования,входе которого актуализировать национальный состав и количество прибывающих иностранных граждан, род их занятий, определять места компактного проживания и проведения религиозных обрядов.
- Включать в ежегодные социологические исследования вопросы на тему «социального самочувствия» иностранных трудовых мигрантов из ЦАР и выявления экстремистских настроений.
-
- Установить в местах компактного проживания иностранных граждан, проведения религиозных обрядов и совершения молитв информационные стенды, разместив на них сведения о недопущении распространения в обществе террористических и экстремистских взглядов и настроений.
- Подготовить информационные материалы (памятки, буклеты, брошюры) для иностранных граждан - выходцев из ЦАР, включив в них вопросы миграционного законодательства, профилактики терроризма, экстремизма, оформления необходимых разрешительных документов, контактную информацию органов государственной власти и иную значимую информацию.
Разместить указанные информационные материалы на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в специализированном информационном разделе, посвященном профилактической работе среди иностранных граждан, в том числе прибывающих из ЦАР. Предусмотреть перевод указанных информационных материалов на языки иностранных граждан, прибывающих из ЦАР.
-
- Рекомендовать священнослужителям религиозных организаций мусульман при проведении богослужений, в том числе праздничных, разъяснять лицам, прибывшим из стран с повышенной террористической активностью для временного проживания, трудовой деятельности, обучения в высших учебных заведениях, необходимость соблюдения норм законодательства Российской Федерации, проводить беседы о создании положительного имиджа мусульманина.
- Напостояннойосновечерезсредствамассовойинформации ивходепроведенияпрофилактическихмероприятийдоводить доиностранных граждан информацию об изменениях в миграционном законодательстве, окультурно-просветительских проектах, реализуемых натерритории регионаимуниципального образования, основных итогахи результатах оперативно-профилактических и рейдовых мероприятий.
- Организоватьработу«горячихлиний»,«колл-центров»повопросам разъяснения действующего законодательства Российской Федерации в сфере миграции.
- Организовать рассылку информации по вопросам профилактикиэкстремизмаиидеологиитерроризмачерезпопулярные в среде иностранных граждан мессенджеры.
- Учитывать при проведении профилактической работы исторические факторы, разноплановая трактовка которых может привести кобострениюмежнациональныхимежконфессиональныхотношенийи межнациональным конфликтам.
-
- Учитывать ежегодные календарные праздники и памятные даты народов ЦАР, проводить в преддверии их празднования профилактическую работу с иностранными гражданами. Не допускать использования памятных дат и исторических событий в целях дестабилизации обстановки на территории муниципального образования.
- Привлекать представителей религиозных организаций, социологов, историков, религиоведов, в том числе исламоведов, политологов,другихспециалистовиобщественныхдеятелейкпроведению в местах компактного проживания иностранных граждан разъяснительных беседповопросамсоблюдениямиграционногозаконодательства инедопущенияраспространенияэкстремистскихитеррористическихидей.
- Выявлять в сообществах иностранных граждан неформальных лидеров,активнопредставляющихинтересытакихсообществ, дляраспространенияиутверждениявихсредеповеденческихнорм и правил, принятых в российском обществе.
- Рекомендовать руководителям национально-культурных автономий,диаспор(землячеств)ииныхобщественныхобъединений напостоянной основе проводить среди иностранных граждан, в том числе прибывающихизЦАР,информационнуюиразъяснительнуюработу всферемиграционногозаконодательства,атакжеинформироватьобответственности за нарушение норм миграционного, антитеррористического и противэкстремистского законодательства.
- Использовать возможности домов дружбы, национальных культурныхцентроввцеляхоказаниясодействияиностраннымгражданам, в том числе выходцам из ЦАР, в адаптации и интеграции в российское общество в части ознакомления с историко-культурными традициями, формированияуиностранныхгражданкультурымежнациональныхимежрелигиозных отношений, а также проведения мероприятий, направленных на противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в среде лиц, находящихся на территории муниципальногообразованияполиниитрудовоймиграции.Вкачествемер по адаптации иностранных граждан внедрять в вышеуказанных учрежденияхтакиеформыработы,какпросветительско-профилактические лекции, беседы, экскурсии, семинары, тренинги.
- Проводить с работодателями, руководителями, неформальными лидерами общественных и религиозных организаций, диаспор(землячеств),авторитетнымипредставителямиспорта,творческой инаучной интеллигенции семинары, «круглые столы», рабочие встречипоформированиюизакреплениюунихосознаниясопричастности кпрофилактике экстремизма и терроризма, привитию навыков и умений пооказанию позитивного влияния на лиц из числа иностранных граждан, восприимчивыхкидеологиитерроризмаиэкстремизма,нуждающихся
вкоррекции поведенческих и коммуникационных особенностей в новой для них среде пребывания.
-
- ОбеспечитьпривлечениеиностранныхгражданизЦАР кучастию в культурно-массовых, спортивных, патриотических и других общественных мероприятиях. При проведении таких мероприятий проводить профилактические беседы с участниками на предмет уважения человеческого достоинства, содействия взаимопониманию между различными национальными, религиозными и социальными группами, недопущения применения насилия при разрешении конфликтных ситуаций, а также распространять среди участников памятки, которые окажут позитивное влияние на противодействие распространению этноконфессиональных стереотипов, формирование корректного понимания вклада представителей мусульман в развитие региона, становление чувства общности и единства жителей Пермского края. Привлекатькпрофилактическойработесиностраннымигражданами,втом числе выходцами из ЦАР, спортивных тренеров и авторитетных представителей спорта.
- Организовать профилактическую работу в среде иностранных граждан сучастием представителей ФСБ и МВД, религиозных организаций, национальных объединений, депутатского корпуса и членов общественных организаций.